Подводно-технические водолазные работы

АО «ПСЗ «Янтарь»
Задача
Подъем со дна Балтийского моря затонувших обломков старого швартового пала. Пал состоял из металлической полой трубы-сваи, заполненной песком и цементом. Наверху конструкции имелся выступающий над поверхностью воды железобетонный оголовок, к которому при швартовке прикреплялся плавучий док.
Сложность
Швартовый пал был построен до начала Второй мировой войны и с течением времени свая пришла в негодность. После одной из неудачных швартовок свая надломилась и обрушилась. Обломок весом около 200 тонн, в диаметре достигавший 2,6 метра (толщина стенки – 30 мм) залег на дне, мешая движению судов.
Высокая сложность его подъема на поверхность заключалась не только в габаритах самого обломка, но и в глубине – водолазам пришлось совершать декомпрессионные погружения почти на 13 метров.
Решение
Поскольку труба частично ушла в грунт, на первом этапе требовалось освободить ее, чтобы получить возможность обхватить тросом. С 13-метровой глубины водолазы подняли почти 3000 кубометров грунта.
На втором этапе труба была разрезана на два фрагмента прямо под водой: резку водолазы производили на еще более значительной глубине – 18 метров. Вес каждого фрагмента составил 100 тонн. Затем, не третьем этапе, фрагменты были поочередно подняты на поверхность при помощи плавучего крана.